Игрушки

Игрушки
   — предметы, предназначенные для развлечения ребёнка и служащие одновременно одним из важных средств его психического развития.
   На протяжении всей истории человечества из множества предметов, которые могут быть использованы в игре, отбирались те, которые наиболее соответствовали бы возрастным особенностям ребёнка. Назначение И. тесно связано с теми видами деятельности, которые выступают ведущими на определённых возрастных этапах и оказывают решающее влияние на психическое развитие ребёнка. В младенческом возрасте такими видами деятельности являются общение и манипулирование. Соответственно младенцу предназначаются такие И., которые благодаря общению со взрослыми способствуют развитию ориентировочного поведения. Взрослый побуждает ребёнка к общению посредством И., которой манипулирует в поле зрения ребёнка. Младенец активно реагирует на это, находит И. взглядом, следит за ней; звучание И. прибавляет ей привлекательности. Уже в возрасте 3 мес ребёнок не только смотрит на И., но и тянется к ней, иногда схватывает. Это не только развлекает ребёнка, но и совершенствует его движения, способствует их координации. В этом возрасте появляются предпочитаемые И., которыми ребёнок манипулирует чаще и более охотно. И. для младенца следует тщательно подбирать. В наборе таких И. прежде всего должны присутствовать лёгкие, безопасные, красочные, звучащие погремушки. Они сконструированы так, что манипулирование с ними даёт младенцу возможность уловить результат предпринятых действий. Погремушки как бы побуждают ребёнка к воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к освоению последних.
   Помимо погремушек хороши резиновые И.-пищалки, специальные (не рвущиеся) раскладные книжки. Металлические и мягкие И. младенцу давать преждевременно: манипулирование первыми чревато травмами, а вторые трудно содержать в чистоте (при том, что любую И. малыш часто берёт в рот).
   В раннем возрасте (1-3 года) ребёнку подбирают новые И. Ведущая деятельность на этом этапе - предметная, способствующая овладению орудийными и соотносящими действиями. Первые предусматривают употребление одного предмета (орудия) для воздействия на другой. Вначале ребёнок осваивает простейшие орудия: ложки, совки, лопатки и т.п. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития. В этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию, выработанный человечеством способ их употребления запечатлён в самом их устройстве. Овладение орудийными действиями требует перестройки движений ребёнка, их подчинения устройству орудия. Но главное - ребёнок усваивает сам принцип употребления орудий, лежащий в основе всякой человеческой деятельности.
   Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определённые пространственные отношения. Это и строительство из кубиков, и складывание всевозможных пирамидок, и многое другое. Для правильного выполнения соотносящих действий необходим учёт свойств предметов (их формы, величины и т.д.), которому ребёнок постепенно научается под руководством взрослого.
   Т.о., переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребёнка не просто как объекты манипулирования, а как вещи, имеющие определённое назначение и способ употребления.
   Помимо И. с закреплёнными функциями ребёнок открывает для себя особые - т.н. полифункциональные - предметы, которыми можно заменять отсутствующие вещи. Например, простая палочка может выступить в роли ложки, лопатки, солдатика и т.п. Полифункциональные предметы выступают как средство овладения действиями замещения, подготавливая развитие знаковой функции сознания. Особый вид полифункциональных предметов - природные материалы (палочки, камешки, шишки и т.п.). Ими ребёнок охотно манипулирует, придавая им разнообразные значения.
   В раннем возрасте ребёнок начинает также играть со всевозможными куклами и изображениями животных. Первоначально он выполняет с ними лишь подражательные действия: укачивает, катает в коляске и т.п. В развитом виде игра с куклами оформляется в дошкольном возрасте (3-7 лет), когда складывается эмоционально окрашенное отношение к предпочитаемой И.: кукла наделяется определёнными личными свойствами, участвует в достаточно сложных сюжетных действиях, благодаря чему игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений.
   В старшем дошкольном возрасте сохраняется привязанность к мягким И. и куклам, но обнаруживается также интерес к разнообразным соревновательным играм. Атрибуты таких игр - мячи, прыгалки, кегли и др. Именно в этом возрасте дети начинают упражняться, тренироваться, осваивать правила соревнований.
   При выборе детьми И. сказывается их половая принадлежность. Мальчики предпочитают механические устройства, машинки, копии оружия, а девочки - кукол, посуду, мебель. Предпочтение ребёнком тех или иных И. позволяет оценить, какими видами деятельности он овладевает, как осуществляется освоение им стереотипа поведения своего пола.
   С поступлением в школу дети сохраняют привязанность ко многим своим И., но постепенно занятия с ними утрачивают яркую эмоциональную окраску, уступая место иным формам деятельности.
   Для детей младшего школьного возраста и подростков разрабатываются И. с использованием современных технологий (электронные, кибернетические, аудиовизуальные и др. устройства), различные конструкторы, трансформеры и пр. Большой популярностью (особенно за рубежом) пользуются компьютерные самообучающиеся И.-роботы, имитирующие поведение домашних животных, сказочных персонажей и пр.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 99-100)
   Ч491.847

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Игрушки" в других словарях:

  • ИГРУШКИ — предмет детских забав, игр и развлечений; хорошая игрушка, умело подобранная, способствует умственному и физическому развитию и воспитанию детей, облегчает ребёнку ознакомление с окружающим миром, помогает развитию речи, памяти, внимания. Ребёнок …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • игрушки — проделка, проказа Словарь русских синонимов. игрушки сущ., кол во синонимов: 2 • проделка (32) • проказ …   Словарь синонимов

  • игрушки — ИГРУШКИ, шек, мн. 1. Ерунда, безделица. 2. Проказы, проделки, чьи л. хитрости. Партийные игрушки. 3. Деньги, доход. 3. из уг …   Словарь русского арго

  • ИГРУШКИ — ИГРУШКИ, являютсяссан. точки зрения далеко не безразличными; материал, из которого они приготовляются, а равно их форма, раскраска, обращение с ними должны быть под контролем мед. работников и педагогов. И. должны отвечать возрасту ребенка, быть… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ИГРУШКИ — «ИГРУШКИ» (Toys) США, 1992, 121 мин. Драма, комедия. Умирает Кеннет Зиво, магнат бизнеса игрушек, почему то оставляя свою империю в наследство брату Лиланду, безумному генералу, а не сыну Лесли, веселому и ребячливому сотруднику фирмы Зиво. В… …   Энциклопедия кино

  • Игрушки — ■ Должны быть всегда научного характера …   Лексикон прописных истин

  • ИГРУШКИ — специально изготовленные предметы дет. игр; одно из средств обеспечения игровой деятельности. И. должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Игрушки — У этого термина существуют и другие значения, см. Игрушка (значения). Игрушки Toys Жанр комедия …   Википедия

  • ИГРУШКИ —     Видеть во сне игрушки предвещает печаль, скуку и разочарование в жизни. Много детских игрушек означают, что будете иметь многочисленное потомство. Покупать во сне игрушки означает, что затеваемое вами дело настолько незначительно, что не… …   Сонник Мельникова

  • игрушки — žaislai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žaisti skirti daiktai; žaidimo priemonė. Būna pramoginiai (pvz., su įvairiais mechanizmais), didaktiniai (surenkamieji, bokšteliai, mozaikos), sportiniai (kamuoliai, kėgliai, dviračiai) …   Sporto terminų žodynas

  • ИГРУШКИ —     ♥ ♠ Новые к радости, сломанные опасность.     ↑ Представьте, что вместо сломанных у вас появляются новые, красивые, дорогие игрушки. Их вам дарят или покупают …   Большой семейный сонник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»